Содержание в домашних условиях
Итак, советские тяжеловозы легко адаптируются к условиям окружающей среды и довольно неприхотливы в содержании. Однако для полноценного развития и высокой работоспособности этим лошадям необходимо обеспечить комфортные условия и должный уход.
Конюшня
Советских тяжеловозных лошадей, как правило, содержат в специально обустроенных конюшнях, которые должны отвечать следующим требованиям:
- Минимальный размер денника: 3,5×3,5 м, не меньше 4 кв. м, высота потолка не менее 3 м.
- Напольное покрытие: пол рекомендуется организовать бетонный, глинобитный или цементный. В последнем случае необходимо дополнительно установить настил из древесины толщиной до 5 см.
- Настил: в качестве настила лучше применять солому, опилки, торф, опилочно-торфяную смесь.
- Вентиляция: наличие вентиляции в конюшне является обязательным условием содержания животных. Самой практичной и выгодной считается приточно-вытяжная система. Однако при этом нужно следить за тем, чтобы в помещении отсутствовали сквозняки, поскольку они негативно влияют на общее самочувствие лошадей.
- Освещение: тяжеловозам необходимо обеспечить 16-часовое освещение, и для этого устанавливают дополнительные источники света с интенсивностью 160–200 люкс.
- Поилки и кормушки: посуда для кормления и питья должны быть изготовлена из безвредных, нетоксичных материалов, например, пластика, ПВХ, нержавеющей стали, алюминия. В качестве поилки подойдёт обычное питьевое ведро из пищевого пластика или специально изготовленная автопоилка. Кормушки следует монтировать на высоте 70–80 см от пола, а ведро с водой устанавливать непосредственно на пол.
Ежедневного ухода требуют копыта лошади, её зубы и шерсть. Следует каждое утро или вечер очищать шерстяной покров животного, расчёсывать гриву и хвост, вычесывать из них инородные предметы и грязь — в противном случае могут завестись паразиты.
Рекомендуется проводить визуальный осмотр копыт на наличие инородных тел, к примеру, камешков, сучков, ракушек. Также нужно очищать ноздри лошади от разного рода мусора, осматривать ротовую полость и зубы на предмет механических повреждений.
Неприятный запах изо рта должен насторожить коневода, поскольку может свидетельствовать о развитии воспалительных процессов. Зубная эмаль должна быть целостной, без сколов и трещин, дёсна — розовые, без кровоподтёков.
Видео: как правильно ухаживать за лошадью
Помимо гигиенического ухода следует регулярно осуществлять ветеринарный осмотр и проводить плановую вакцинацию. Такие профилактические меры позволяют предупредить развитие различных заболеваний и поддерживают здоровье животного на должном уровне.
Уборка в хлеву
Для организации «быта» для советских тяжеловозов очень важно проводить регулярную уборку конюшни. Каждый день необходимо убирать и очищать денник, кормушку и поилки. Также ежедневно следует проводить замену мокрого подстилочного материала
Также ежедневно следует проводить замену мокрого подстилочного материала.
Кормление и вода
Рацион советских тяжеловозов должен быть питательным, хорошо сбалансированным по витаминам и минералам. Особенность лошадей данной породы заключается в том, что они продолжительный период могут питаться грубыми или «подножными» кормами. Однако для поддержания крепкого здоровья и высокой продуктивности рекомендуется в ежедневное меню животного включать следующие компоненты:
- овёс или ячмень — около 6 кг;
- концентрированное питание — не более 2 кг;
- сено — 6–7 кг;
- сочные корма — 2 кг;
- мелко измельчённая солома — до 0,5 кг.
Чистую и свежую воду лошадям предоставляют 2 раза в день. Впрочем, если в конюшне обустроены автопоилки, то доступ к жидкости животное имеет постоянно. Вода в поилках не должна быть слишком холодной, оптимальной считается температура +20 °С.
Советские тяжеловозы — высокопродуктивные, сильные и крепки лошади, которые обладают прекрасными рабочими качествами, выносливостью, спокойным, уравновешенным характером, при этом неприхотливы в уходе, кормлении и содержании.
Многие из представителей породы принимают участие в международных конкурсах и выставках, применяются не только по своему прямому назначению — перевозке грузов, но также используются для производства молока и усовершенствования другого непородистого лошадиного поголовья.
https://fermhelp.ru/tyazhelovoznye-porody-loshadej/https://vseokone.ru/bityug-russkaya-poroda-tyazhelovoznyx-loshadej.htmlhttps://fermer.blog/bok/zhivotnye/loshadi/porody-loshadey/480-%20poroda-loshadej-sovetskij-tjazhelovoz.html
Условия содержания
Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:
- В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
- Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
- Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
- При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.
Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.
Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз
Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.
После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.
Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.
Рабочие лошадки — Советский и Русский тяжеловозы
Происхождение | Урал |
Масть | Чаще рыжая и рыже — чалая |
Рост в холке | от 146 до 150 см |
Экстерьер | Удлиненный корпус, коротковатые ноги, |
Использование | В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом |
Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.
Происхождение
Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы.
Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов.
Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.
Характер
Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.
Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия). Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки. В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:
- высота в холке — 1,6–1,7 м;
- масса — 0,7–1 т;
- голова — средней величины;
- шея — недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
- грудной отдел — широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
- спина — широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
- конечности — средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
- хвост — несильно обросший;
- грива — отличается густотой;
- масть — рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
- характер — выдержанный.
Достоинства:
- высокая скороспелость;
- способность употреблять дешёвые корма;
- высокая молочность у кобыл.
Русский тяжеловоз (русская тяжелоупряжная порода лошадей)
Эта порода имеет отношение к отдельной группе не крупных тяжеловозов. Русский тяжеловоз является предназначенной специальным образом для применения ее в сфере сельского хозяйства. И использование идет, в качестве племенной и рабочей лошадки. Невероятно отличные мясные качества, как и высокий уровень молочной продуктивности, открывает прекрасную перспективу к применению зверьков данной породы в коневодстве продуктивного плана.
Началось выведение породы в России приблизительно сотню лет назад. В то время, когда начали завоз мелких лошадок тяжеловозного типа, прямо из Бельгии. То есть, арденов. Строгий отбор в итоге помог сделать так, чтобы была приобретена гармоничность сложения и отличный экстерьер и строение лошади
Ну а в 1900 году в столице Франции в процессе Всемирной выставки, арденам довелось обратить на себя всеобщее внимание. И русские ардены, таким образом, произвели впечатление, как отдельная и своеобразная порода рабочих лошадок
Русский тяжеловоз во всей красе
Ну, а один из лучших в тот момент был прелестный бурый жеребец Хреновского конного завода. Этот конь еще в 1887 году получал золотую медаль, так о чем же здесь можно говорить! Ну а в Бельгии к тому времени, уже перестала существовать былая арденская порода. Там ее поглотила крупнейшая бельгийская рабочая лошадка. Ну а русская тяжеловозная порода лошади обладала огромными отличиями от настоящих арденов из Бельгии, так что, и назвать ее иначе, решили в Советском союзе, в далеком 1952 году.
Характеристика
Это лошадки с сухими и легкими, широколобыми головами.
Русский тяжеловоз в упряжке
Живые глазки и крепкая, мускулистая шея у лошади, что красиво изогнута. Причем шея их, имеет достаточную длину. Что касаемо холки, она очень широка. У лошадок этих прекрасный темперамент. Они энергичны и уравновешенны. А об их добром нраве, можно слагать легенды. Порода лошади русский тяжеловоз обладают сухой и очень крепкой при этом, конституцией. В особенности, одним из ценнейших их качеств, является то, что они совершенно неприхотливы к получаемому корму.
Им все равно, в каких условиях они содержатся. К тому же, это невероятно долговечная лошадиная порода. И притом, животные эти редкостно плодовиты. Столь высокие показатели, что и представить сложно. А срок службы племенного плана (полового цикла), у множества жеребцов с кобылами, может продолжаться до двадцати-двадцати пяти лет. А это, отличные показатели.
Русских тяяжеловозов частенько используют на хозяйственных работах конный завод. И это способствует тому, что вырабатываются лучшие рабочие качества, а также отбору самых способных к работе, лошадок.
Владимирская тяжеловозная
Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.
Для этих животных характерен
- крупный рост,
- хорошо развитый костяк,
- массивное и растянутое телосложение,
- голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
- шея у них мускулистая, длинная,
- холка длинная и высокая,
- длинная лопатка косо поставлена,
- спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
- круп широкий, длинный и раздвоенный,
- поясница широкая и ровная,
- грудь глубокая и широкая,
- длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
- копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.
Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.
Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.
Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.
Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей. Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.
Уход за тяжеловозами
Разведение и размножение лошадей
В целом уход за тяжеловозами принципиально не отличается от ухода за другими типами лошадей и сводится к чистке и купанию летом (чистке зимой), уходу за зубами и копытами (в том числе и подковывание, при необходимости).
Надо учесть, что тягловым лошадям в наследство от европейских предков достались более густые шерсть, грива и хвост, а также опушка в районе копыт, и чистить их следует более тщательно.
Уход за тяжеловозами
Для содержания лошадей-тяжеловозов требуется достаточно места, поэтому надо предусмотреть более вместительные стойла. При этом они менее чувствительны к низким температурам, поэтому сильно утеплять загон не придется.
Важно! Для поддержания здоровья тяжеловозу требуются регулярные силовые нагрузки
Разведение
Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.
Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.
Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.
При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.
Русские породы тяжелоупряжных лошадей
Формирование тяжеловозных пород в России началось позднее, чем в других странах. К выведению сильных коней русских селекционеров подтолкнуло отсутствие техники для тяжелых сельскохозяйственных работ. Покупка тяжеловозов за границей была дорогим удовольствием, кроме того, привезенные особи медленно привыкали к новому месту обитания, климату и питанию. Путем проб и ошибок были сформированы русские тяжелоупряжные родословные, применяемые в качестве рабочей силы.
Битюг
Битюг — старейшая порода тяжеловозов, которые не дожили до наших дней. Родословная была сформирована для помощи в хозяйстве. Как независимая линия существовала уже в середине XVIII века.
Внешне битюги выглядели как маленькие приземистые лошади — рост не превышал 160 см. Масть представителей — бурая или мышастая, однако попадались тяжеловозы и с другими вариантами окраса. В летописях указывалась грузоподъемность битюгов — кони тягали 230 пудов, что равняется 3749 кг. Потомками животных считаются русские тяжеловозы, в экстерьере которых ясно прослеживаются черты битюгов.
Владимирский
Официально первой родословной тяжелоупряжных лошадей в России считается владимирский тяжеловоз. Несмотря на то, что документально порода признана после окончания ВОВ, помогать людям владимирский грузовой конь стал намного раньше. Родоначальниками линии считаются зарубежные тяжелоупряжные лошади.
Характерные черты:
- массивная голова с выпуклым профилем;
- тело суховатое, с развитыми мускулами;
- обширный круп;
- сильные конечности, обросшие длинной шерстью.
В высоту лошади достигают 165 см, вес доходит до 750 кг. От предков животные унаследовали жизнерадостность, плодовитость и выносливость, поэтому пользуются популярностью у заводчиков.
Советский
Порода советский тяжеловоз получена в результате скрещивания бельгийских и русских коней, признание родословная приобрела в 1952 году. В высоту советские лошади вырастают до 160–170 см, вес составляет 650–800 кг. Характерные черты породной линии:
- голова с прямым профилем;
- мускулистое туловище;
- спина — широкая, иногда провислая;
- раздвоенный круп;
- крепкие конечности.
Масть тяжеловозных лошадей — рыже-чалая, иногда попадаются гнедые особи. Кроме великолепных физических характеристик, советские тяжеловозы выделяются плодовитостью, стойкостью и непритязательностью.
Обзор породы
Отличные тягловые качества – визитная карточка такой породы лошадей, как Русский тяжеловоз. Эти крепкие животные отличаются покорным нравом и энергичностью. Если нужна лошадь, способная тянуть крупные грузы, то этот тип лошадок – то, что надо. Их устойчивость к холоду и неприхотливость поражает. Существует три разновидности таких выносливых лошадей:
- Новоалександровский тип (отличается меньшими габаритами и массивным крупом);
- Уральский тип (на фото видно, что ноги у такого тяжеловоза заметно длиннее, чем у собратьев, и обильно покрыты волосами);
- Массивный тип (самый крупный).
Как жеребцы, так и кобылы успешно используются в сельском хозяйстве. Однако самки еще дают ценное жирное молоко, из которого потом делается вкусный кумыс. Это весьма распространённая порода, представителей которой можно найти на Украине, Кавказе, в Удмуртии, Белоруссии, Кирове и Перми. Мускулистая лошадка также вольготно себя чувствует на западе Сибири.
Происхождение
Появилась порода путем сложного скрещивания местных и заграничных упряжных лошадей с Арденами. В селекции поучаствовали учёные Петровской академии (сегодня это РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Результат был настолько удачным, что несколько лошадок даже были выставлены на Парижской выставке в 1900 году. Но, на судьбу этих лошадей повлияла Первая Мировая Война.
В 1924 году количество особей Русского тяжеловоза приравнивалось к 92. Во время Второй Мировой Войны породистых жеребцов и кобыл практически полностью вырезали. Но в 1937 году небольшое количество чистокровных лошадей удалось спрятать и сохранить. Благодаря этому, в 1952 году Русский тяжеловоз был официально зарегистрирован как отдельная порода. Сегодня, судя по внешнему виду жеребца и кобылы, в этих животных преобладают характеристики лошади Арденского тяглового типа.
Внешний вид
Это порода небольшая и быстрая. Тело у коней мускулистое, грива густая и также присутствуют густые щетки на ногах разной густоты. Голова животного имеет средний размер, а профиль отличается прямотой. Шея короткая, широкая и мясистая. Спина длинная и мягкая. Современный тяжеловозный конь может похвастаться невысоким ростом (150 см в холке) и крепким телосложением.
Масса жеребцов – 600-700 кг, а кобылы в среднем весят 550-600 кг. Лошадки очень быстро созревают (за 3 года) и имеют большую продолжительность жизни (до 25 лет). Новорожденные жеребята могут весить 250 кг. Через 18 месяцев после рождения малыша, его высота составляет 95% роста взрослой особи. Эта порода настолько быстро развивается, что вес жеребёнка, возраст которого 1,5 года, будет равен 75% от тяжести зрелой лошади.
Известные породы
Сюда относятся:
- шайр;
- брабансон;
- суффольк;
- першерон;
- шотландский тяжеловоз.
Шайр
Эти тяжеловозы занимают первое место в мире. Порода этих лошадей благородна и дорогостоящая. Занимают призовые места в соревнованиях. Отличается от остальных пород обросшими ногами. Масть в большинстве случаев гнедая или караковая. Лошади норовисты, не признают силы и на них тяжело одеть упряжь.
Предками этих коней являются средневековые рыцарские кони, которые в те времена были очень большими. Вес этих лошадей может достигать 1,3 тонны, а высота — 190 сантиметров в холке. Самые популярные масти: серая, гнедая, караковая.
Пик популярности этой породы попадает на период правления короля Генриха в восемнадцатом веке. Король приказал активно разводить тяжеловесов, для того чтобы английское сельское хозяйство не нуждалось в мощной силе.
Брабансон
Эти жеребцы ценны своим экстерьером и силовыми способностями. Рост средний — примерно 165 сантиметров, имеют добрый нрав и хорошие породные качества. Имеют сильное туловище, ноги короткие с хорошо выраженными суставами. А также у них короткая грива, а нижняя часть ног мохнатая. Масть имеют гнедую.
Бельгийская, фландрская или брабансон, называйте как угодно. Лошади появились в Средние века, на территории Бельгии. Эту породу можно назвать родоначальником клейдесдальских, суффольских коней и шайров.
Такие кони идеальны для сельских работ, так как не агрессивны к человеку, имеют высокую выносливость в работе и не привередливы в уходе.
Суффольк
Эти лошадки кажутся короткими, из-за того, что тело у них массивное. Кони очень работящие и терпеливые. Масть в основном каштановая с различными оттенками. Рост у них 165 сантиметров. Животное может весить тонну. Масть: светло-рыжая, тёмно-рыжая, иногда, может встретиться каштановая. У них может быть звёздочка на лбу или белые носочки, чем и отличаются от других. Суффольки идеальны для детей, которые желают научиться верховой езды, так как совсем неконфликтны и покладисты.
Пришла эта порода к нам из Восточной Англии. Популярными они стали в середине восемнадцатого века, но первые упоминания о них есть в летописях шестнадцатого века.
Першерон
Эти животные считаются рекордсменами по росту и весу. Першероны очень красивые и имеют большую выносливость, если нужно, то могут бежать несколько часов подряд. Так как их предками являются арабские лошади, то они имеют голову аристократичной формы с маленькими, аккуратными ушами. Благодаря примесям арабских кровей, имеют рельефную красивую голову с аккуратными ушами.
Масть имеют в основном вороную или серую в яблоки. Сейчас их разводят без мохнатости на ногах, и это очень упрощает уход за ними и их работу на земле.
Шотландский тяжеловоз
Эта порода имеет отличные ездовые качества и характеристики. Пришла к нам из Шотландии, а место обитания — Великобритания. Они великолепно передвигаются шагом и рысью, имеют мощное тело и огромную мышечную массу, но вместе с тем очень изнежены. Им необходимы качественные условия содержания и хороший корм, чтобы лошади могли хорошо работать.
Масть имеют: вороную, рыжую, гнедую, серую и чалую. Отличие этой породы от других — массивные ноги с хорошо выраженными суставами.